Информационные технологии контроля качества подготовки обучающихся по английскому языку

Ольга Анатольевна Андреева
Учитель английского языка Гимназии №248
(высшая категория)

1. Аспекты процесса изучения иностранного языка

2. Описание программ и виды компьютерной деятельности на уроках английского языка

Внедрение современной компьютерной техники и средств передачи информации в различные сферы человеческой деятельности привело к появлению новых способов осуществления этой деятельности. Эти способы объединены в понятие новые информационные технологии (НИТ). Использование НИТ в учебно-педагогическом процессе представляет собой качественно новый этап в педагогике.

Процесс изучения иностранного языка включает два аспекта:
- ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ (освоение фонетических, лексических и грамматических структур языка);
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (овладение речью на иностранном языке - умение слушать, говорить, читать и писать).

Так как язык и речь - суть разные явления, подход к овладению ими должен быть разным. Для овладения языковой системой выполняются языковые упражнения, для развития речи организуются предречевые (условно-речевые) и речевые упражнения, которые обязательно должны переходить в общение, т.е. решение коммуникативных задач. При выполнении языковых упражнений, учащиеся формируют способности использования правил грамматики, лексики и фонетики для оформления речевого высказывания, вырабатывают автоматизированный навык словесного оформления высказывания. Выполняя предречевые и речевые упражнения, учащиеся применяют сформированные языковые навыки для оформления мысли, формируя при этом речевые способности и вырабатывая речевые навыки.

Разница в языковых и предречевых упражнениях состоит в том, на что ориентирована деятельность учащихся: им предлагается освоить какой-то лингвистический аспект (языковое упражнение), или их побуждают к высказыванию по какому-то поводу (предречевое и речевое упражнение). Работа над речевыми упражнениями, как правило, не вызывает энтузиазма у учащихся. Им не интересно выполнять рутинную работу. Учащиеся старшей возрастной группы могут заставить себя работать, если осознают, зачем им это нужно. В этом возрасте разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию. Заинтересовать учащихся начальной школы подобной работой очень трудно. Прекрасным выходом из создавшейся ситуации может быть использование компьютеров для выполнения тренировочных упражнений.

Возможности компьютера позволяют предъявлять учебный материал наглядно, красочно, в форме игры, повышая положительную мотивацию, как пишет В.Оконь в книге "Введение в общую дидактику". Применение компьютера дает возможность создать простейшие ситуации общения, задав для этого нужный контекст с помощью наглядности и заложенных в программу всевозможных дидактических и диалогических средств. Это может позволить учителю пользоваться программными средствами для отработки навыка не только на уровне операций, но и на уровне элементарных действий.

Имеющиеся в нашей Гимназии компьютерные программы " Animals", "Tenses", "All about" (Россия), “Britain in Brief”, “London”(Великобритания), "English Tutor" (Венгрия) хорошо используют достоинства применения компьютеров на уроках английского языка.

Описание программ и виды компьютерной деятельности на уроках английского языка

Учебно-тренировочные и игровые программы "Animals" и "All about" предназначены для обучения учащихся начальных классов и средней школы лексике и грамматике английского языка и подготовке к речевому общению по разным темам школьного курса, таким как: "Животные", "Времена года", "Школа", "Дом" и др.

Каждая программа состоит из 4 типов упражнений, построенных по принципу поэтапного формирования речевых навыков на основе отрабатываемой лексики. Имеющийся в них интерфейс учителя позволяет преподавателю создавать методическое наполнение компьютерных программ подобранным им материалом, так как содержащийся в программах учебный материал является лишь примером для составления упражнений.

Более заманчивым лично мне представляется создание последующих упражнений самими учащимися старших классов. Учащиеся 8 класса, ознакомившись с вышеназванными программами, решили сами составить упражнения для учащихся младших классов под руководством учителя. Таким образом, не только формируется мотивационная сфера учащихся, но и закрепляются их собственные знания, умения и навыки.

Исходя из структуры учебной деятельности по овладению речевыми навыками в первом разделе программы (Choose the missing part) дано упражнение, ориентированное на выработку автоматизированного подбора слова, соответствующего предложенному контексту. Оно представляет собой ПРЕДРЕЧЕВОЕ УПРАЖНЕНИЕ упражнение требует анализа и выбора на сознательной основе. Во втором разделе программы (Words Drilling) предусмотрено упражнение на ОТРАБОТКУ НАПИСАНИЯ (ввода с клавиатуры) слов и выражений. На экране представлен текст, насыщенный новой лексикой. В тексте выбирается слово, на экране появляется упражнение на отработку данной лексической единицы в следующей последовательности:
- спиши;
- вспомни пропущенные буквы и напечатай;
- вспомни и отпечатай.

Целью этого языкового упражнения является отработка написания лексических единиц в их взаимосвязи согласно структуре деятельности: сначала на уровне операций, затем на уровне действий, а затем уже на уровне деятельности. Этот раздел полезен тем, что формирует моторный навык написания слова.

В третьем разделе программы "Compose the sentence" усилия ученика переносятся на ДЕЙСТВИЯ СО СЛОВАМИ - здесь нужно составить предложение из имеющегося набора слов. Данное задание переключает внимание ученика с языковых явлений (отработка написания) на высказывание по предложенной теме. Программа организована так, что ученик не может сделать ошибку - неправильный порядок слов, предлагаемый учеником, на экран не выводится. Вместо, зачастую суровой оценки ошибки, которую дает учитель, компьютер реагирует иначе. Явное удовольствие учащихся вызывает "возмущение", выражаемое героями игровой ситуации, ребенку предлагается сделать попытку еще и еще раз.

Последний, четвертый раздел программы "Dialogues" представляет собой упражнение, аналогичное предыдущему, но уже на другом уровне. Материал здесь подается в виде МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ героев, что вызывает оживленный интерес у учащихся. Это упражнение завершает работу, как бы подводя ее итог. Учащийся доводит до автоматизма навык, который начал вырабатываться в предыдущем упражнении. Ребенок может вести диалог сам с собой, с компьютером или с одноклассником, работая в паре на одном компьютере.

Программа "Tenses in English Grammar" рассчитана на учащихся начальной и средней школы. Это тренировочная программа включает в себя отработку ЧЕТЫРЕХ ВРЕМЕН (Present Indefinite .Present Continuous .Past Indefinite, Future Indefinite) на трех уровнях сложности: начальный уровень, средний уровень сложности и высший уровень сложности. В начале программы ученик видит демонстрацию основных понятий, грамматических явлений, схемы образования времен. К этим схемам он может вернуться, как только в работе над упражнениями возникают какие-либо затруднения. Выполняя подстановочные упражнения, учащиеся доводят навыки до автоматизма. Контролировать работу над упражнениями очень легко, т. к. количество правильных и неправильных ответов появляется на экране. Компьютер "не дает " ребенку перейти к следующему этапу работы, если допущена ошибка. Также в данной программе есть разделы "The Sequence of Tenses" и "Irregular Verbs". Первый раздел включает в себя ПОДСТАНОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ различного уровня сложности. Во втором разделе предусмотрена работа с клавиатурой, направленная на тренировку НАВЫКОВ ПИСЬМА.

Таким образом, можно сделать вывод о месте и роли компьютера в структуре учебной деятельности:

I. Знания (ученик получает на уроке)
II. Умения (ученик отрабатывает самостоятельно с компьютером)
III. Навыки (ученик отрабатывает самостоятельно с компьютером)
IV. Выход в речь (на уроке в процессе коммуникативной деятельности).

Работа по программе "English Tutor" ведется с 1994-1995 учебного года, когда ее осваивали учащиеся 11 класса, в 1995-1996 - учащиеся 10 класса, в 1996-1997 учебном году я предложила ее группе учащихся 8 класса. Работа по программе основывается на полученных ранее учениками знаниях по определенному кругу тем школьного курса ("Профессия", "Визит к врачу", "Путешествия", "Пища","Отдых и развлечения" и др.) и основных грамматических понятий и категорий (система времен английского глагола, степени сравнения прилагательных , предложное управление глаголом, система имени существительного, сослагательное наклонение, модальные глаголы, косвенная речь и др.)

В программе имеются 4 раздела.
Первый - "Coursebook" - состоит из четырех заданий трех уровней сложности. В каждом задании есть три типа упражнений (даются три варианта каждого упражнения) по отработке грамматических явлений. Сначала учащиеся работают с упражнениями "Unjumble". Это самые простые подстановочные упражнения.
Затем - переход к более сложному этапу - "Split Sentences". Упражнения этого этапа основаны (лексически и грамматически) на упражнениях первого этапа. Если на первой стадии тренировки учащимися были допущены ошибки, компьютер фиксирует их, не исправляя, и "советует" сделать задание еще раз.
Третий этап - "Dialogue Halves"- повышенный уровень сложности. Здесь, основываясь, на умениях и навыках, выработанных на упражнениях первых двух этапов, учащиеся должны восстановить пропущенные реплики из мини-диалогов, работая с клавиатурой в диалоговом режиме. Таким образом, сделав 9 вышеперечисленных упражнений, учащийся сможет перейти к второму уровню раздела Coursebook, а далее к третьему.
Сильные ученики успевают сделать за один урок все задание. В конце каждого упражнения есть «поощрение» - лексическая игра типа Minicrossword (4-6 слов) или Guess the Word. Если учащийся продвигается более медленным темпом или, выполняя задание, сталкивается с трудностями времени, для игр у него не остается. Таким образом, эти мини-игры являются дополнительным моментом в мотивации обучения, а также они значительно расширяют лексический запас учащегося, развивают языковую догадку и закрепляют орфографические умения и навыки.

Весь раздел Coursebook подготавливает и тренирует учащегося к переходу на работу со вторым разделом программы - Grammar. На основе полученных ранее умений и навыков учащиеся выполняют упражнения по отработке грамматических явлений первого раздела, расширяя ее новыми заданиями. Раздел состоит из 3 этапов 3 уровней сложности: Test, Choose, View.

Третий раздел - Topics - посвящен работе над лексикой. В нем также есть три уровня сложности.
Первый этап Wordguess предлагает учащимся дать определение к дефиниции лексической единицы.
Второй этап Memory основывается на лексике первого этапа.
Третий этап Crossword содержит те же лексические единицы с небольшим расширением.
Четвертый этап представляет наибольший интерес для учащихся и пользуется неизменным успехом. На дисплее компьютера имеется лишь название текста, весь же текст представляет собой пробелы. Работу с упражнениями такого рода можно вести по-разному. В 8 классе этот текст дается учащимся на аудирование (однократное звучание) с магнитофонной записи или с голоса учителя. После чего ученики начинают заполнять пробелы. Второй вариант - дается начало текста, продолжение же его ученики восстанавливают самостоятельно (так проводилась работа с группой 10 класса). Учащиеся 11 класса просили ничего не сообщать им о содержании рассказа. Вначале они подбирали местоимения, артикли, предлоги, союзы, вспомогательные глаголы, наречия, прилагательные, наиболее частотные в английском языке. После чего, определив грамматическое время и действующих лиц рассказа, они методом поиска и подбора восстанавливали текст, стараясь возможно реже прибегать к "подсказкам" компьютера. Результаты зачастую достигали 90-100% выполнения, при положительной оценке в 55%. На каждом из трех уровней сложности имеется три варианта рассказов на четыре темы.

Четвертый раздел программы "English Tutor" называется Games. В нем, как и во всей программе, три уровня сложности. Это различные лексические игры -Memory, Word Guess, Guess Title, Noughts & Crosses. Игры основаны на лексическом запасе, заложенном в третьем разделе программы, на общих знаниях учащихся, способности к логическому мышлению, языковой догадке. Эти задания всегда вызывают живой интерес у обучающихся.

Игра "Крестики - нолики" предполагает работу в парах на одном компьютере, для чего требуется определенная культура поведения (таким образом, неожиданно возникает дополнительная образовательная задача, которая успешно решается благодаря эмоциональному комфорту, царящему на уроке).

Пятый, заключительный раздел программы - Test. Учащиеся выполняют предварительный. тренировочный тест, который предлагает снять основные трудности. После этого учащиеся переходят к итоговому грамматическому тесту программы. Здесь выбор типа работы индивидуален, т.к. ученики сами выбирают количество вопросов и время, за которое собираются на них ответить. Одни предпочитают пошаговую работу (10 вопросов за 5-10 минут, затем 20 вопросов за 10-15 минут и т.д.). Другие же стараются выполнить весь тест сразу (50 предложений) за максимальное количество времени (60 минут). Третьи, оценивая свои знания, умения, и навыки, хотят пройти весь тест за минимальное время (10-15 минут), т.е. сразу завершить всю работу с наивысшей оценкой.

В 2002-2003 учебном году из 28 человек, работавших по данной программе, тест прошли все, из них: 90-100 баллов - 20 человек, 80-90 баллов - 3 человека, 75-80 баллов - 5 человек. Данный высокий результат дал возможность не выносить грамматический аспект на выпускной экзамен по английскому языку. Это решение было одобрено представителем городской экзаменационной комиссии.

На основании опыта работы с вышеперечисленными тренировочно - обучающими программами можно сделать вывод, что применение компьютеров на уроках английского языка позволяет делать уроки более интересными и привлекательными, достигать высокой результативности, повышать положительную мотивацию и способствовать общему развитию учащихся. Мультимедийные программы “Britain in Brief” и “London” дают учащимся обширные страноведческие знания, предлагая в качестве контроля пошаговую стратегию. Нельзя не упомянуть использование Internet’а не только как богатейшего источника информации, но и как средства контроля. Например, сайт Британского совета предлагает грамматические и лексические упражнения и тесты в режиме on-line. Разумеется, мы не задействовали еще все имеющиеся и возможные формы контроля при помощи НИТ, но мы обучаемся вместе с нашими учениками

Сайт управляется системой uCoz